I. Магистерская диссертация, ее назначение
Магистерская диссертация представляет собой законченную самостоятельную и оригинальную квалификационную работу, содержащую совокупность результатов исследования и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующее о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя при этом полученные теоретические знания, практические навыки.
Исследование, проводимое в рамках магистерской диссертации, должно выполняться магистрантом с соблюдением этических принципов и норм научной деятельности:
стремление к поиску истины;
уважение авторской позиции при определении и экспертизе предмета, методов, дизайна и др. аспектов научного исследования;
организованный скептицизм, предполагающий критическое отношение к научному знанию и сомнение как часть познавательной процедуры;
объективность, требующая от исследователя беспристрастности при анализе и оценке научного знания, при интерпретации результатов собственного исследования;
доказательность и обоснованность утверждений и выводов принятыми в науке способами: логическими аргументами, ссылками на установленные научные факты, математическими расчетами и др.;
достоверность результатов исследования как их соответствие принятым в научном сообществе канонам истинного научного знания;
публичность результатов исследования, что предполагает открытость научных достижений обществу и необходимость сообщения общественности исчерпывающей и достоверной информации, которая позволит провести независимую проверку результатов исследования и доказать обоснованность выводов;
уважение авторских прав и интеллектуальной собственности, что требует обязательного указания авторства использованных научных методик или высказываемых идей и осуществляется в соответствии с правилами научного цитирования.
уважение прав и свобод участников исследования, что выражается в соблюдении их юридических прав, гарантированных законодательством, добровольности и анонимности участия испытуемых в исследовании, использовании информации об испытуемых исключительно в научных целях, корректном общении с участниками исследования; в процессе исследования исследователь не должен оказывать какое бы то ни было давление на испытуемых с целью получения желательного результата исследования;
безопасность участников исследования, что означает запрет причинять им вред и ставить под угрозу их здоровье и благополучие в научном исследовании.
Магистрант должен осуществлять научное исследование честно, добросовестно, в пределах своей компетентности и не скрывать от общественности информацию, которая может поставить под сомнение достоверность результатов исследования. Исследователь несет ответственность перед участниками исследования, научным сообществом и обществом в целом.
В магистерской диссертации недопустимы нарушения этики научного исследования, среди которых: фальсификация научных данных; некорректные заимствования; нарушения правил научного цитирования; присвоение чужих научных идей; искажение научных фактов, идей других исследователей и результатов собственного исследования; использование ненаучных и сомнительных, с академической точки зрения, источников информации, а также любой лженаучной информации; бездоказательные и сомнительные, с академической точки зрения, утверждения; некорректные, ангажированные (идеологически, политически, этнически и т.п.) и тенденциозные высказывания, нарушающие этику научной коммуникации или унижающие человеческое достоинство; проявление в тексте диссертации любых форм социальной нетерпимости и др.
Виды магистерских диссертаций: теоретические (исторические, методологические); эмпирические (экспериментальные, опытно-практические).
Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых технологий, методических приемов и методик решения научных проблем в области образования, их теоретическое обоснование.
Магистерская диссертация должна свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования, подбирать методы их решения, планировать, организовывать и проводить научное исследование, интерпретировать его результаты и формулировать выводы.
Магистерская диссертация подлежит обязательному рецензированию. Для проведения рецензирования ВКР указанная работа направляется
выпускающей кафедрой одному или нескольким рецензентам из числа лиц, не являющихся работниками кафедры, на которой выполнена выпускная квалификационная работа. Рецензент проводит анализ ВКР и представляет на выпускающую кафедру письменную рецензию на указанную работу.
Процедуре защиты магистерской диссертации предшествует проверка текста на объем заимствования в системе «Антиплагиат». Авторский текст в магистерской диссертации должен быть не менее 60 %.
Для участников апробации деятельности Комитета по этике психолого-педагогических исследования (Распоряжение директора института «О проведении апробации» № 528 от 23.11.2016 ) (далее – участники апробации) готовая магистерская диссертация подлежит обязательной этической экспертизе перед процедурой защиты диссертации.
Этическая экспертиза осуществляется экспертами Комитета по этике психолого-педагогических исследований. Экспертиза предполагает проверку текста магистерской диссертации на объем заимствований в системе «Антиплагиат», а также анализ, осуществляемый экспертом, на предмет соблюдения диссертантом этических принципов и норм научной деятельности. Данному анализу могут быть подвергнуты не все магистерские диссертации, а выборочно несколько диссертаций, выполненных в рамках конкретной магистерской программы. Результатом этической экспертизы является протокол этической экспертизы с соответствующим заключением эксперта. Данный протокол подписывается председателем Комитета по этике психолого-педагогических исследований и в печатной форме предоставляется на выпускающую кафедру.
Выполнение магистерской диссертации имеет своей целью:
— систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических профессиональных знаний, их применение при решении конкретных научных и практических задач в области образования;
— развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией и методикой исследования и экспериментирования (методами теоретического и эмпирического исследования) при решении актуальных проблем образования;
— выявление уровня готовности магистрантов к самостоятельной научно-исследовательской работе в условиях современного образовательного процесса и публичной защиты научных идей, предложений и рекомендаций.
II. Правила организации работы над магистерской диссертацией
Тему магистерской диссертации обучающийся выбирает самостоятельно в соответствии с программой магистерской подготовки, с учетом стоящих перед ним профессиональных задач, ориентируясь при этом на направления научно-исследовательской деятельности кафедр, научные интересы предполагаемого научного руководителя.
Закрепление за обучающимся темы магистерской диссертации осуществляется по его личному письменному заявлению; утверждается сначала на заседании кафедры, для участников апробации проходит экспертную оценку в Комитете по этике психолого-педагогических исследований, затем на заседании Ученого совета ИППО. На основании протокола заседания Ученого совета ИППО издается приказ проректора по учебной работе Университета.
Тема отражается в календарном плане выполнения ВКР, индивидуальном плане научно-исследовательской работы магистранта, подписанном научным руководителем, руководителем магистерской программы, заведующим кафедрой.
Научный руководитель выдает обучающемуся задание по изучению объекта исследования, сбору материала к магистерской диссертации, проводит регулярные консультации согласно программе научно-исследовательской работы и графику, утвержденному заведующим выпускающей кафедрой.
Для руководства отдельными разделами выпускной квалификационной работы, а также в тех случаях, когда тематика выпускных квалификационных работ носит межкафедральный или междисциплинарный характер, могут назначаться консультанты.
Научный руководитель магистерской диссертации обязан:
– помочь студенту в выборе темы выпускной квалификационной работы, разработке плана ее выполнения;
– оказать помощь в выборе методики проведения исследования;
– консультировать при подборе источников литературы и фактического материала;
– осуществлять систематический контроль выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы;
– оценивать качество выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.
Научными руководителями и консультантами выпускных квалификационных работ должны быть преимущественно профессора и доценты, штатные или работающие на условиях совместительства, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук, и ученое звание доцента или профессора.
Перед проведением эмпирического исследования магистранты – участники апробации – должны представить в Комитет по этике психолого-педагогических исследований развернутую программу эмпирического исследования для этической экспертизы.
В протоколе этической экспертизы программы научного исследования должны освещаться следующие вопросы:
— соответствие научного аппарата и научной программы исследования академическим требованиям и этическим нормам;
— надежность планируемых к применению диагностических, экспериментальных и развивающих методик;
— этические риски, которые существуют у исследования;
— степень продуманности исследователем этических аспектов исследования;
— наличие нарушений этических требований и норм научной деятельности;
— замечания и рекомендации эксперта, касающиеся этической стороны планируемого исследования;
Протокол этической экспертизы завершается либо одобрением программы научного исследования, либо рекомендациями к исправлению и повторной экспертизе, либо (при грубых этических нарушениях и высоких этических рисках) запретом на проведение исследования. В случае необходимости Комитет вправе потребовать личного присутствия магистранта на заседании Комитета для прояснения этических аспектов планируемого исследования.
Прохождение этической экспертизы программы планируемого эмпирического исследования должно быть предусмотрено в индивидуальном плане магистранта (3-4 семестры обучения для очного отделения и 4-5 семестры – для очно-заочного), программе научно-исследовательской работы магистранта (НИРМ) и технологической карте НИРМ. При промежуточной аттестации НИРМ научный руководитель должен учитывать результаты этической экспертизы программы исследования магистранта.
С целью выявления готовности студента к защите магистерской диссертации целесообразно на выпускающих кафедрах проводить предзащиту не позднее, чем за 1 месяц до защиты.
Решение о готовности ВКР к защите вносится в протокол заседания выпускающей кафедры.
Готовая магистерская диссертация (два бумажных и электронный варианты), с отзывом научного руководителя предоставляется на кафедру за две недели до защиты.
Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.
Специалист выпускающей кафедры регистрирует работу в специальном журнале. Данный вариант работы считается окончательным, он не подлежит доработке или замене.
Выпускающая кафедра должна представить выпускную квалификационную работу вместе с письменными отзывом, рецензией, справкой о проверке ВКР на объем заимствования секретарю ГЭК не позднее, чем за два дня до защиты.
Получение отрицательных отзыва и рецензии не является препятствием к представлению работы к защите.
Магистерская диссертация участников апробации направляется в Комитет по этики психолого-педагогических исследований с целью проведения этической экспертизы. Получение отрицательного заключения Комитета по этике (протокол этической экспертизы) не является препятствием к представлению работы к защите.
Выпускающая кафедра направляет ВКР на рецензию и в Комитет по этике.
Выпускник имеет возможность познакомиться на выпускающей кафедре с рецензией за 5 дней до защиты и с протоколом этической экспертизы за 3 дня до защиты.
В Государственную экзаменационную комиссию предоставляются:
1. Магистерская диссертация
2. Отзыв научного руководителя.
3. Рецензия.
4. Электронная презентация.
5.Справка о проверки ВКР на объем заимствования.
6. Протокол этической экспертизы (для участников апробации)
7. Публикации магистранта (1-2).
Отзыв научного руководителя, как правило, содержит:
— указания на степень соответствия ВКР теме, утвержденной приказом проректора по учебной работе Университета, и выполнение календарного плана ВКР;
— характеристику работы обучающегося по выполнению ВКР;
— оценку степени готовности обучающегося к самостоятельной профессиональной деятельности;
— замечания руководителя ВКР;
— заключение о соответствии ВКР предъявляемым требованиям и рекомендуемая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно);
— рекомендация о допуске ВКР к защите.
В рецензии на ВКР должны быть освещены следующие вопросы:
− актуальность темы исследования;
− краткая характеристика структуры ВКР;
− достоинства ВКР (по содержанию и оформлению);
− теоретическая и практическая значимость исследования;
− недостатки ВКР (по содержанию и оформлению);
− особые замечания, пожелания и предложения.
В протоколе этической экспертизы Комитета по этике психолого-педагогических исследований должны освещаться следующие вопросы:
− степень оригинальности и академичности текста магистерской диссертации;
− соответствие научного аппарата и характера описания исследования академическим требованиям и этическим нормам;
− надежность применяемых диагностических, экспериментальных и развивающих методик;
− достоверность результатов исследования;
− доказательность и обоснованность утверждений, выводов и положений, выносимых на защиту;
− соблюдение исследователем авторских прав и интеллектуальной собственности;
− соблюдение исследователем прав и свобод испытуемых;
− наличие нарушений этических требований и норм научной деятельности;
− замечания и рекомендации эксперта, касающиеся этической
стороны проведенного исследования и текста магистерской диссертации;
Протокол этической экспертизы завершается заключением эксперта о соответствии ВКР этическим требованиям и нормам научной деятельности.
III. Требования к оформлению магистерской диссертации
Текст магистерской диссертации должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 через 1,5 интервала. Текст ВКР печатается шрифтом – Times New Roman, размер – 14. Страницы ВКР должны иметь следующие размеры полей: правое — 10 мм, верхнее и нижнее — не менее 20 мм, левое — 25 мм, и содержать примерно 1800 печатных знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Гарнитура (набор группы шрифтов), кегль (размер высоты буквы), интерлиньяж (интервал между строками) единообразны для всего текста работы. Текст работы должен быть выровнен по ширине.
Каждый абзац текста начинается с «красной строки», получаемой отступом от левого края текста на 1,25 см.
Названия глав в оглавлении и тексте магистерской диссертации пишутся прописными буквами, а названия параграфов – строчными. Точка в конце названия глав и параграфов не ставится. Название главы и параграфа отделяется от текста одной пустой строкой при интервале 1,5.
Иллюстрации и таблицы размещаются под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к ВКР. Все рисунки, схемы, диаграммы, таблицы, графики, словники должны иметь названия. Использованные в них обозначения должны быть пояснены. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия ссылки на источники этой информации. Приложение должно содержать материалы, раскрывающие практическую ценность работы.
Библиографические ссылки в тексте ВКР оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.-2008.
Иллюстративный материал оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.
Сокращение слов и словосочетаний на русском и иностранных европейских языках оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.11 – 2004 и ГОСТ 7.12-93.
В магистерской диссертации не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Немногочисленные исправления в тексте (отдельные слова, формулы, знаки препинания) вносятся чернилами, тушью, пастой черного цвета.
Все страницы ВКР, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставиться, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы печатается на середине верхнего поля страницы.
Список литературы оформляется по ГОСТ 7.1-2003. Количество источников в списке литературы – не менее 80.
Приложения оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105.
IV. Структура исследовательской работы
Структурными компонентами магистерской диссертации являются:
— титульный лист;
— оглавление;
— введение;
— основная часть (как правило, 2 главы):
Глава I. Теоретические (научные) основы…
1. ……
2. ……
3. ……
Глава II. Проблемы…. в практике….
1. ……
2. ……
3. ……
— заключение;
— список литературы;
— приложение.
V. Требования к структурным элементам магистерской диссертации
На титульном листе диссертации указываются:
— полное наименование организации-учредителя, Университета, института, кафедры;
— ФИО магистранта, его подпись;
— тема работы;
— шифр и наименование направления и магистерской программы;
— ФИО, ученая степень, звание научного руководителя, его подпись;
— ФИО, ученая степень, звание рецензента, его подпись;
— ФИО, ученая степень, звание заведующего кафедрой, его подпись.
VI. Структура и содержание введения магистерской диссертации
Объем введения – до 4 страниц.
Введение включает в себя следующие элементы: актуальность темы исследования; степень разработанности темы ВКР; цели и задачи исследования; методологию исследования (объект, предмет, гипотеза); новизну исследования; теоретическую и практическую значимость исследования; методы исследования; положения, выносимые на защиту; структуру и объем ВКР.
Актуальность темы исследования (до 1,5 страниц) содержит оценку состояния решаемой проблемы, исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования для развития соответствующей отрасли науки, для решения практических задач.
Проблема исследования – заявка на поиск, тот вопрос, который надо решить в предстоящем исследовании, чтобы усовершенствовать образовательный процесс. Сущность проблемы – противоречие между сложившейся практикой (устоявшимися методами, приемами, организацией учебного процесса) и результатами, которые дает практика, результатами, которые перестали соответствовать современным требованиям. Проблема имеет место и там, где обнаруживается «белое пятно» (неисследованный вопрос, направление и др.) в теории или практике обучения.
Цель и задачи исследования. Как правило, цель исследования вытекает из правильно сформулированной темы и видится в решении основной проблемы исследования, обеспечивающем внесение заметного вклада в теорию и практику образовательного процесса. Не следует формулировать цель (как и задачи) как «изучение», «исследование», так как эти слова указывают на средство достижения цели (решение задачи), а не саму цель (задачу). В соответствии с целью выделяются 3-4 задачи, которые необходимо решить для достижения цели.
Объект исследования определяется как конкретный фрагмент реальности, образовательного процесса, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению.
Предмет исследования – наиболее существенные свойства изучаемого объекта (его часть), анализ которых особенно значим для решения задач исследования. Предметом исследования является проблема, то есть реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования.
Гипотеза исследования – предположительное суждение о закономерной связи явлений при определенных условиях и при действии определенных факторов.
Теоретико–методологическая (-ие) основа (-ы) исследования – указание имен и научных трудов известных авторов в исследуемой магистрантом области.
Методы исследования. Метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, способы построения системы научного знания. Магистрант сообщает, какими именно методами познания он воспользовался в процессе выполнения исследования, описания его результатов (теоретические, эмпирические и математические).
Опытно-экспериментальная база исследования. Указывается образовательная организация, в которой была проведена экспериментальная работа.
Положения, выносимые на защиту, формулируются таким образом, чтобы было видно, что именно защищается. Следует называть не просто результаты анализа, а то, что из этого анализа следует, какая закономерность, наличие каких механизмов явления устанавливается и их роль отстаивается; не просто разработана методика, а то, что эта методика по каким-либо характеристикам обеспечивает более эффективный способ исследования, позволяет получать ранее недоступные сведения; не просто, что получены новые материалы или разработаны новые технологии, а то, что эти
материалы обладают новыми свойствами или эффективными характеристиками.
Практическая значимость результатов исследования. В работе, имеющей теоретический характер, должны быть приведены сведения о научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию; в работе, имеющей практический характер, — сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.
Апробация результатов диссертации. Указывается, на каких конференциях, совещаниях, семинарах и др. докладывались результаты исследования, изложенные в работе.
Публикации. Представляется перечень тех опубликованных работ (1-2) магистранта, в которых изложены полученные лично автором основные результаты исследования.
Структура и объем диссертации. Приводится краткий перечень структурных единиц диссертации; охарактеризовать каждый структурный компонент. Указывается полный объем диссертации в страницах: 75-85 страниц машинописного текста (135.000 знаков), (без приложения).
Содержание основной части диссертации
Основная часть диссертации представлена двумя (как правило) главами.
Глава 1 – теоретическое исследование — содержит результаты анализа состояния изученности данной проблемы в науке. В первой главе необходимо описать заявленные в теме диссертации основные понятия, дав их сущностную характеристику, представить теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. При анализе истории проблемы желательно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В заключении первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.
При написании этой главы магистрант обязан делать ссылки на авторов и источники, из которых заимствуется материал. Выводы обязательны.
Глава 2 (или 2 и 3) – экспериментальное исследование — содержит обоснование и описание процедуры и методов собственного исследования магистранта. Здесь представлена характеристика выборки, описание контрольной и экспериментальной групп, пространства исследования, собранных материалов; содержится описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных.
В практической части работы дается описание результатов
эмпирического исследования или эксперимента, их анализ и интерпретация; делаются выводы.
Содержание заключительных компонентов диссертации
Заключение представляет собой своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования. Выводы целесообразно представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов — от более общих, отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.
Список литературы представляет собой нумерованный перечень в алфавитном порядке использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме. Должны быть представлены все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме исследования (в основном за 5 лет). Кроме того, список литературы должен содержать источники на иностранных языках.
Приложение. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники; программа коррекционно-развивающих занятий и т.п. VI. Процедура защиты магистерской диссертации Защита происходит на открытом заседании ГЭК. Присутствовать, задавать вопросы и участвовать в обсуждении работы могут все желающие. Регламент защиты следующий: — выступление магистранта – 10-15 минут; — ответы на вопросы членов комиссии – 7-8 минут; — отзыв научного руководителя – 1-2 минуты; — отзыв рецензента – 3-4 минуты; — отзыв эксперта Комитета по этике психолого-педагогических исследований – 3-4 минуты (для участников апробации); — ответы магистранта на замечания рецензента и эксперта Комитета по этике (для участников апробации)– 4-5 минут; — научная дискуссия – 4-6 минут; — заключительное слово магистранта – 1 минута. Выступление магистранта на публичной защите выпускной квалификационной работы (слово для защиты) содержит краткую характеристику работы: объекта и предмета исследования, актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости работы, цели, задач и методов исследования с анализом результатов. На этапе вопросов к магистранту недопустимы выступления оценочного характера со стороны членов комиссии и присутствующих.
В выступлении научного руководителя содержится характеристика и оценка исследовательской деятельности магистранта, его отношение к выполнению этого вида учебно-научной работы. В выступлении рецензента содержится характеристика и оценка содержания диссертации. В выступлении эксперта Комитета по этике психолого-педагогических исследований содержится этическая характеристика исследования и оценка диссертации. На этапе научной дискуссии не следует вновь возвращаться к этапу вопросов. Оценка выпускной квалификационной работы производится на закрытом заседании ГЭК и объявляется после окончания защиты всех студентов в тот же день.
VII. Общие критерии оценки качества выпускной квалификационной работы магистра
Оценка выпускной квалификационной работы магистранта определяется качеством текста диссертации и результатом защиты. Текст выпускной квалификационной работы магистра оценивается по следующим параметрам:
1. Полнота раскрытия заявленной темы.
2. Умение магистранта осуществлять анализ материала.
3. Структура работы и стиль изложения.
4. Оформление работы.
Результаты защиты Магистерской диссертации определяются на основе:
— оценки рецензента за работу в целом, учитывая степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости;
— заключения этической экспертизы с учетом соответствия ВКР этическим требованиям и нормам научной деятельности (для участников апробации);
— оценок членов ГЭК за представление работы, ответы на замечания рецензента и вопросы членов ГЭК.
В случае получения неудовлетворительной оценки при защите выпускной квалификационной работы повторная защита проводится в соответствии с Положением о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования ГАОУ ВПО МГПУ (приложение к приказу ГАОУ ВО МГПУ от 16 февраля 2016 г. № 106 общ.). VIII. Слово для защиты магистерской диссертации: структура, язык Этикетное вступление Ключевые слова: «Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены аттестационной комиссии, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается диссертационное исследование на тему …».
Характеристика основных положений работы (актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования)
Ключевые слова: «актуальность обусловлена»; «в настоящее время существует стабильный интерес …»; «объект исследования мы определяем как…»; «предметом нашего исследования является…»; «магистральная цель нашего исследования – »; «для реализации цели необходимо решить следующие частные задачи»; «в ходе исследования были использованы следующие методы …»; «к числу теоретических методов исследования нужно отнести…»; «экспериментальные методы включали:…»; «экспериментальная база исследования представлена (источник, объем)»; Знакомство с основными выводами по материалам исследования.
Ключевые слова: «на первом этапе необходимо было …» (характеристика научных аксиом, теоретических положений общей методологии исследования); «анализ теоретических положений позволил» (характеристика направлений, моделей исследования, характеристика теоретических подходов, определение собственного направления теоретического поиска (по выводам первых теоретических глав); «в результате теоретических изысканий мы пришли к выводу …». Знакомство с основными выводами по материалам исследования в практической части работы Ключевые слова: «экспериментальная методика включала …»: «нами был собран, обработан и представлен материал»; «экспериментальная часть предполагала поэтапное решение таких задач…» (ход, методика и результаты экспериментальной работы); «в результате проведенного экспериментального исследования был получен материал, который представляет определенную ценность» (характеристика исследовательского материала и практической значимости работы). Этикетное заключение Ключевые слова: «подводя итог, следует подчеркнуть» (теоретическая значимость, научная новизна, практическая ценность); «перспективы исследования мы видим в …» или «результаты исследования могут быть представлены как …» «Благодарю за внимание…»
Источник: Институт педагогики и психологии образования